Учебный план

 

Вводный модуль

Сравнительная социология

Главная цель курса заключается в том, чтобы усовершенствовать навыки студентов по разработке программ исследования, а также сбору и анализу эмпирических данных с использованием стратегии сравнительного исследования. В рамках курса будет обсуждаться логика сравнительного исследования, ключевые методологические проблемы сравнительного анализа, возможности и ограничения использования корреляционных и дедуктивных методов, особенности конструирования типологических выборок и отбора кейсов в качественном сравнительном исследовании. Кроме того, будут рассмотрены потенциал и трудности генерализации и разработки теоретических рамок: конструирование и уточнение категорий, прослеживание причинно-следственных связей и пр. Наконец, студенты познакомятся со сравнительными исследовательскими проектами, выполненными в различных странах Европы и охватывающими разные уровни социального анализа: от микро- (небольшие коллективы и сообщества) до макро- (крупные международные институты), – а также смогут на практике опробовать принципы сравнительной методологии.

Техника научного исследования и научный дискурс

Преподаватель: канд. филол. наук Людмила Борисовна Кузнецова

Целью данного курса является освоение студентами техники научного исследования и его описания, то есть характеристики принципов его планирования, работы с литературными источниками, изложения результатов. В частности, в ходе курса студенты учатся при планировании работы четко формулировать исследовательские вопросы и гипотезы; определять масштаб исследования; отбирать и анализировать релевантную для задач исследования научную литературу и фактологические данные; работают с различными поисковыми системами в Интернете и оценивают их пригодность; осваивают различные способы и стили оформления цитат и ссылок. Они знакомятся с основными особенностями англоязычного научного дискурса: в частности, с требованиями к структуре, стилю, выбору грамматических структур и лексических средств изложения научного текста, а также требованиями к соблюдению морально-этических принципов и норм в исследовательской работе и ее описании, с правилами и приемами избегания плагиата. Под руководством преподавателя студенты грамотно оформляют различные части своих диссертационных работ на английском языке.

Эффективная профессиональная коммуникация. Часть 1

Преподаватель: канд. филол. наук Людмила Борисовна Кузнецова

Основной целью курса является развитие профессиональной коммуникативной компетенции магистранта, изучающего международную социологию в рамках англоязычных профилей. Курс предполагает как развитие навыков академического английского, так и общих коммуникативных навыков, необходимых для профессионалов, занятых в социальных науках и прикладной деятельности. В ходе занятий студенты повышают уровень владения английским языком как средством решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач. Наибольшее внимание уделяется продуктивным видам речевой деятельности (письменная речь и говорение), интегративным умениям чтения, аудирования и письменной речи (аннотирование, резюмирование, написание аналитических работ). В частности, студенты осуществляют критический анализ научной литературы, учатся делать информативные и запоминающиеся презентации и научные доклады, составляют аналитические эссе, выполняют упражнения на развитие самокоррекции. Наряду с традиционными лекционными заданиями в курсе используются такие методы преподавания, как презентации, дискуссии, «круглые столы», дебаты, встречи по обмену мнениями, анализ кейсов, составление интеллектуальной карты; широко применяются аудио- и видеоматериалы.

Эффективная профессиональная коммуникация. Часть 2

Преподаватель: канд. филол. наук Людмила Борисовна Кузнецова

Данная дисциплина является продолжением курса «Эффективная профессиональная коммуникация. Часть 1». Она направлена на дальнейшее формирование профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов, изучающих международную социологию в рамках англоязычных профилей, на том этапе, когда устная и письменная речь обучающихся уже характеризуется достаточно высоким уровнем грамотности, но одновременно наличием привычных ошибок и искажений, на которые необходимо обратить внимание и провести коррекционную работу. Занятия по академическому английскому языку сочетаются с упражнениями, нацеленными на развитие у студентов особого языкового сознания и совершенствование навыков оформления научно-технической документации, написания научных отчетов и статей, публичного представления результатов исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории и пр. Также ведется работа по развитию беглости и гибкости речи, повышению вариативности средств языкового выражения.

Немецкий язык. Часть 1

Преподаватели: канд. филол. наук Ирина Евгеньевна Езан / канд. социол. наук Мадлен Блок

Основной задачей курса является формирование у студентов навыков устного и письменного общения на немецком языке на повседневные темы, а также расширение возможностей профессиональной коммуникации. Особое внимание уделяется как усвоению студентами правил грамматики, так и пополнению лексического запаса. Обучение происходит дифференцированно: с учетом разного уровня владения языком в учебной группе. Для дисциплины характерно широкое применение активных и интерактивных форм занятий: диалогов, презентаций, дискуссии, работы в малых группах по обсуждению видео- и аудиоматериалов. Поощряется внеклассная активность студентов: поисковая работа, выполнение серии домашних заданий, подбор тем и материалов для аудиторных дискуссий и пр.

Немецкий язык. Часть 2

Преподаватели: канд. филол. наук Ирина Евгеньевна Езан/ канд. социол. наук Мадлен Блок

Данная дисциплина является продолжением курса «Немецкий язык. Часть 1». Она направлена на дальнейшее развитие у студентов навыков устного и письменного общения на немецком языке в ситуациях повседневного общения, а также в ситуациях профессионального общения и исследовательской деятельности. Студенты продолжают совершенствовать устную и письменную речь, обогащают свой словарный запас, учатся понимать и переводить со словарем аутентичные научные, научно-популярные и публицистические письменные тексты по специальности на немецком языке, а также со слуха воспринимать аутентичные устные тексты монологического и диалогического характера. Студенты, в рамках диссертационных проектов осуществляющие часть эмпирического исследования в немецкоговорящих странах или сообществах, получают помощь при коммуникации с потенциальными респондентами, подготовке исследовательского инструментария (опросные листы, гайды интервью), а также обработке полученных данных.

Немецкий язык. Часть 3

Преподаватели: канд. филол. наук Ирина Евгеньевна Езан / канд. социол. наук Мадлен Блок

Данная дисциплина является продолжением курса «Немецкий язык. Часть 2». Она направлена на дальнейшее развитие у студентов навыков устного и письменного общения на немецком языке, особенно в сфере профессиональной коммуникации. Студенты продолжают работу с научными и научно-популярными текстами на немецком языке, составляют письменные тексты информационного и научного характера, учатся представлять свои исследовательские проекты широкой аудитории, выступая с докладами и презентациями, а также вести дискуссию с коллегами на немецком языке. Значительное внимание уделяется коррекции устойчивых ошибок, допускаемых студентами в письменной и устной речи. Студенты, которые в рамках своих диссертационных проектов осуществляют эмпирические исследования в немецкоговорящих странах или сообществах, получают помощь в обработке и анализе собранных данных, особенно в работе с транскриптами интервью или материалами дискурс-анализа.

Модуль «Культуры Европы»

Миграция в Европу, внутриевропейская миграция и политика исключения/интеграции

Преподаватели: канд. социол. наук Павел Петрович Лисицын / проф. Питер Кивисто

Курс посвящен актуальным проблемам внешней и внутренней миграции, осуществляемой в странах Европы. Он охватывает традиционные и новые теории, сформировавшиеся в междисциплинарном поле миграционных исследований, и анализирует эксплицитные, утолявшиеся и имплицитные, находящиеся в процессе становления объяснительные модели миграционных процессов и результирующих политических, социальных, культурных конфликтов и вызовов интеграции. Кроме того, в фокусе внимания дисциплины оказываются эмпирические проекты, нацеленные на изучение разнообразных форм мобильности в Европе, формирования транснациональных паттернов движения населения, трансформации миграционных потоков с изменением роли современных национальных государств и усиливающимся влиянием глобализации, пересмотром национальных интересов и идеологий, проблематизацией политических и символических границ. Главный вопрос, на который предстоит ответить студентам в ходе занятий, заключается в том, ставит ли международная миграция под сомнение конструирование гражданства и, следовательно, членства в национальных государствах (благосостояния).

Национальные, этнические, религиозные конфликты и сотрудничество в Европе

Преподаватель: канд. социол. наук Анисья Михайловна Хохлова

Основной целью данного курса выступает освоение студентами возможностей междисциплинарного исследования конфликтов разного типа и формирование у студентов навыков исследования национальных, этнических, религиозных конфликтов и сотрудничества при помощи традиционных и новых концептуальных подходов, находящихся в распоряжении социальных наук. В фокусе внимания оказывается вопрос о специфике конфликтов, разворачивающихся в современных европейских демократических режимах в контексте глобализации и растущего культурного разнообразия. Рассматриваются также сценарии и механизмы модерации и разрешения подобных конфликтов и развития отношений сотрудничества между агентами различного уровня. Помимо традиционных лекций и семинаров, участникам курса предлагается ряд самостоятельных заданий, предполагающих как критический анализ малодоступных для широкой аудитории научных текстов, так и интерпретацию конкретных конфликтных ситуаций (в частности, этнических и национальных конфликтов на Кипре и в странах бывшей Югославии, конфликтов вокруг политики памяти в Эстонии и Латвии и мн. др.), организуется ролевая игра, в ходе которой участники могут примерить на себя «маски» участников острого конфликта, основой которого являются различия во внешности.

Трансформация европейских идентичностей внутри национального государства и за его пределами

Преподаватель: канд. социол. наук Маргит Фаузер

Курс направлен на изучение социально-политических идентичностей граждан европейских государств. Он знакомит студентов с классическими работами и современными дебатами в области исследований социальной и политической идентичности как центрального элемента политического сообщества. С возникновением национальных государств в конце XVIII века национализм и национальная идентичность стали основными принципами политической организации Европы, тогда как другие (этнические, религиозные, языковые) идентичности оказались маргинализированными по сравнению с доминантной «государственной идентичностью». В рамках дисциплины студенты обсудят эту конкуренцию различных систем идентификации, а также рассмотрят ключевые контексты, оказывающие влияние на дальнейшую трансформацию идентичностей в Европе: глобализацию, европейскую интеграцию, растущие потоки международной миграции. Они также познакомятся с дискурсами «нового национализма», разворачивающимися сегодня как в устоявшихся демократических режимах Западной Европы, так и в постсоциалистических странах, озабоченных новой проблемой нациестроения. В частности, будет показано, что некоторые из таких дискурсов нацелены на укрепление национальных идентичностей внутри государств, тогда как другие – преодолевают границы национальных государств, чтобы поднять проблемы идентификации удаленных этнических меньшинств и диаспор. Кроме того, планируется дискуссия о будущем проекта европейской интеграции и о легитимности претендующих на универсальность ценностей, лежащих в основе политической системы Европейского союза.

Модуль «Социальная Европа»

Массовая коммуникация и масс-медиа политика в Европе

Преподаватель:  канд. социол. наук Анисья Михайловна Хохлова

Основными целями данного курса являются освоение студентами понятийного аппарата современной социологии коммуникаций и смежных дисциплин и формирование у студентов навыков исследования медиа-дискурсов и политик управления медиа. Курс сосредоточен на специфике массовых коммуникаций в современных европейских обществах и анализирует взаимодействия СМИ и акторов публичной сферы в различных национальных и транснациональных контекстах. В частности, обсуждаются механизмы формирования повестки дня и фреймирования, характерные для современных европейских СМИ; оцениваются возможности медиа как политической силы; определяются проявления медиатизации актуальной политики; ставится вопрос о возможности формирования единого европейского медиа-пространства; анализируются политические программы и инициативы, нацеленные на регулирование деятельности медиа в различных странах Европы. Рассматривается ряд кейсов из европейской практики: например, управление новостями в Британии и Нидерландах, фреймирование связей между преступностью и этничностью в странах Западной и Восточной Европы, конструирование проблемы бедности в печатных и цифровых медиа Европы, политизация дискурса о пенсионной реформе в Германии и мн. др. Организуется ролевая игра, в которой участники принимают роли ведущего европейского политика, допустившего ошибку в медиа-продвижении, его конкурентов, журналистов, спин-доктора, представителей оппозиции.

Теория и практика управления знаниями
Преподаватель: канд. социол. наук Мадлен Блок
Сетевой анализ: основные понятия и современные исследования
Данный курс является введением в междисциплинарную сферу исследований сетевых структур. Он нацелен на то, чтобы познакомить студентов с основными теориями и методами сетевого анализа и научить их на практике применять сетевой подход в исследовании разнообразных организационных и институциональных контекстов европейских обществ. Студенты смогут картировать, анализировать и визуализировать сетевые структуры, существующие на разных уровнях: от микрогрупп до крупных международных сообществ. Также будут рассмотрены различные разновидности сетей: сети коммуникации, семантические сети, сети знания, внутри- и межорганизационные сети и др. В ходе курса студенты освоят ключевые категории сетевого анализа, критически оценят многообразие сформировавшихся в этом направлении исследований теоретических и методологических подходов, опробуют и сравнят наиболее популярные техники формализованного и качественного сетевого анализа. Они узнают об основных типах сетевых структур и основных параметрах сетей и научатся моделировать и измерять их с помощью компьютерных технологий. Поскольку в фокусе внимания окажутся динамические процессы формирования и развития сетевых структур, магистранты также усвоят логику прогнозирования трансформаций сетей в различных контекстах. В рамках курса будут обсуждаться многочисленные примеры исследования сетей в странах Европы (европейские организации, города, офлайн и онлайн сообщества, академические учреждения, культурные индустрии, политические группы).
Международные организации

Преподаватель: проф., канд. социол. наук Штефан Кюль

Данный курс поднимает вопросы о том, какова роль организаций в формировании мирового сообщества и, наоборот, какое влияние глобализации и социетальных структур международного уровня испытывают современные организации. Он представляет собой введение в социологию международных организаций и предлагает обзор основных теорий организаций и организационного поведения (системная теория, неоинституционализм и др.), а также анализ влияния глобализационных процессов на организационный порядок. Студенты учатся различать формальные и неформальные процессы в международных организациях, изучают функции неформальных структур и прослеживают отношения между формальными и неформальными организационными процессами. Они также анализируют вклад международных организаций как акторов, одновременно создающих глобальные нормы и ценности и вынужденных починяться этим нормам и ценностям. Затем они применяют полученные знания для анализа конкретных международных организаций, таких как Международный банк реконструкции и развития, НАТО, католическая церковь, Международная федерация футбола и др.

Модуль «Экономическая Европа»

Политическая экономия европейской интеграции
Курс посвящен основным принципам политической экономии европейской интеграции, под которой понимается неразрывное изучение политических и экономических процессов, приведших к созданию Европейского Союза и оказывающих влияние на его дальнейшее развитие. В рамках курса проводится критический анализ основных микро- и макроэкономических моделей, необходимых для понимания интеграционных процессов в Европе. Изучение теории дополнено разбором эмпирических исследований экономической интеграции, а также анализом деятельности институтов ЕЭС/ЕС. В первой части курса студенты знакомятся с экономическим подходом к анализу процесса принятия решений в Европейском Союзе, во второй части – с микроэкономическими моделями, объясняющими интеграцию торговли и рынков факторов производства, в третьей – с макроэкономическими моделями, использующимися, прежде всего, для анализа валютной интеграции в Европе, в четвертой – с микроэкономическим анализом секторальных политики ЕС. В результате освоения курса студенты смогут оперировать экономической аргументацией при исследовании современных проблем, стоящих перед Европейским Союзом, а также понимать экономические факторы политической интеграции в Европе.
Европейские рыночные экономики между глобальной конкуренцией, регионализацией и политическим регулированием

Особенностью современных рыночных экономик является высокий уровень интеграции на региональном уровне. В социальных науках принято считать европейскую экономическую интеграцию практически завершенной, а проблемы и риски подобной интеграции оказываются на периферии научного анализа. Напротив, настоящий курс стремится проблематизировать дискурс европейской экономической интеграции, продемонстрировав, что под влиянием сложных и противоречивых процессов глобализации механизмы регионализации также претерпевают комплексные и зачастую непредсказуемые изменения, а процессы и политики экономического регулирования сопровождаются многочисленными трудностями и конфликтами. Перед студентами будут поставлены следующие вопросы: каковы основные проблемы в современных отношениях между государством и рынком, с его логикой саморегуляции и глобальной конкуренции? Существуют ли сегодня в Европе эффективные инструменты политического регулирования рынка? Как на европейские рыночные экономики влияет «эрозия» национальных государств? Какова институциональная структура рынков в различных странах Европы? Студенты смогут применить освоенные в рамках дисциплины теоретические подходы и аналитические модели (институционализм в теории рационального выбора, исторический институционализм и институциональный социальный конструктивизм) для изучения реальных политических и экономических проблем Евросоюза.

Модуль «Политическая Европа»

Культурные границы и межгосударственные отношения в Европе
В фокусе учебной дисциплины находится проблема культурного разнообразия в современных европейских государствах. Поднимается вопрос о несовпадении границ культурных общностей и национальных государств и обсуждаются последствия подобного несовпадения культурной и политической «карт» Европы: этнический парадокс, проблематизация идеи культурно нейтрального государства, конфликты между культурными группами, находящимися на территории одного национального государства, и развитие транснациональных связей между культурными группами, принадлежащими различным национальным государствам. Студенты приобретают навыки анализа идентичностей различных культурных групп и механизмов конструирования оппозиции «мы – они» под влиянием объективной или субъективной культурной дистанции, а также учатся критически оценивать возможности приграничного и транснационального сотрудничества культурных сообществ.
Переопределение политических взаимоотношений между Европой и Новыми независимыми государствами
Курс посвящен политическим решениям и программам стран Европы, нацеленным на регулирование отношений с Новыми независимыми государствами и решение потенциальных и реальных проблем, возникающих в этих отношениях. Главная цель курса – объяснение механизмов формирования и воспроизводства политических отношений между Европой и НИС. Особое внимание уделяется факторам, оказывающим влияние на политическую повестку дня со времен Холодной войны: ведущей роли Европейского союза в развитии общеевропейской политики, конструированию СССР (позже – России) как значимого Другого для Европы, роли СНГ как своеобразного наследника Советского Союза. Опираясь на комплекс теорий интеграции, международных отношений, переходных экономик и национализма, курс реконструирует историю взлетов и падений в политическом диалоге между Европой и НИС и указывает на основные «болевые точки» в нем: дискуссии о расширении Европейского союза, проблемы фрагментации бывших советских республик и недостаточной легитимности государства в глазах этнических и религиозных меньшинств, возникновение непризнанных НИС и их борьба за суверенитет, вызовы переопределения систем управления на региональном и субрегиональном уровнях, тенденции неолиберализации политики и экономики и мн.др.